- Гендерная антропология
- - научная дисциплина, выделившаяся из комплекса антропологических дисциплин во второй половине ХХ века, изучает два взаимосвязанных круга проблем: проблемы андроцентризма в современных культурах и проблемы признания человека в культуре и в обществе через привнесение категории пола в научный анализ. Основной предметный вопрос гендерной антропологии: каковы место и роль женщин и мужчин в мире природы и культуры, что стоит за этими понятиями в каждой конкретной культуре?Место гендерной антропологии в ряду множественных и разнонаправленных антропологических дисциплин, таких как физическая, культурная, философская, юридическая, политическая антропология определяется историей институционализации самой антропологии как самостоятельной и отдельной дисциплины и эволюцией философской антропологии. Антропология как отдельная научная дисциплина появилась в ХIХ веке, в эпоху "промышленного" колониализма, когда потребовалось "научное" объяснение существования иных обществ, с иной социальной организацией, иными ценностями и приоритетами. Антропология реализовывалась как позитивистская наука об особенностях социальной организации колонизируемых народов. Поэтому вслед за физической антропологией институционализировалась культурная (или социальная) антропология, являющаяся на сегодняшний день наиболее мощным исследовательским направлением, изучающим человека в локальных сообществах. Институционализация антропологии как научной дисциплины связана с "научной" реализацией идей эволюционизма, прогрессизма и европоцентризма на историческом и социальном материале колониальных практик европейцев. Поэтому исторически основным методом культурной антропологии являлся сравнительный метод. Сегодня антропологические исследования ведутся с использованием всего общетеоретического багажа социально-гуманитарных наук. Это связано с тем обстоятельством, что результаты научных исследований антропологов востребованы и интегрированы в базовые курсы социологии, философии, психологии и другие науки. Но и сами антропологи активно использовали и опирались в своих исследованиях на теоретические и практические достижения других наук гуманитарного цикла. На сегодняшний день можно говорить как об антропологизации социальных наук, так и о междисциплинарности антропологии. Сегодня антропология - есть структурное объединение разнонаправленных (по исследовательскому вектору) и разноуровневых (по степени легитимизации в академической структуре знания) полуавтономных дисциплин, объединенных единым предметным полем - человек в существующем мире природы и культуры. Анализируя это предметное поле, можно указать на существование разных парадигматических подходов к его анализу. Первый подход осуществляется в рамках культурантропологии на позитивистских основаниях, а второй - в рамках философской антропологии на основе феноменологической методологии.Становление гендерной антропологии связано с эволюцией философской антропологии - получившей статус отдельной научной дисциплины после Второй мировой войны, когда происходила радикальная переоценка этических ценностей в европейской философской и гуманитарной традиции. Кафедры философской антропологии появляются для "научного" обоснования антропоцентризма гуманитарного знания и ответа на вопрос о том, как осуществляется признание человека другими. Социальные изменения военного и послевоенного времени, связанные с вовлечением женщин в массовое производство, вели к пересмотру традиционных теоретических схем о месте женщины в обществе и общественном производстве. Стала понятна идеологическая подоплека философских мыслителей разных школ и концепций от Платона и Аристотеля до Фрейда и Бурдье, обосновывавших и рационализировавших половую иерархию в обществе, а затем выводивших ее на уровень массового сознания, подкрепленную научным авторитетом.Гендерная антропология, как и философская антропология, связана с проблемами антропоцентризма, понимаемыми шире, как проблемы андроцентризма. Таким образом, привнося категорию пола в научный анализ, гендерная антропология, вместо философской проблемы признания некоего абстрактного человека в мире природы и культуры, изучает место и роль женщин и мужчин в мире культуры. Это ведет к легитимизации пола как в научном дискурсе, так и в социальном пространстве.Говоря о перспективах гендерной антропологии, следует учитывать современный этап развития гендерной теории, когда исследуется не только социальный уровень гендерной теории, но и символический. Ибо гендер сконструирован не только социально и культурно, но и символически. Следует учитывать двойной характер символизации гендера - с одной стороны, гендерная символизация всего лишь отражает существующую в реальности социальную иерархию полов, а с другой - этот символизм постоянно воспроизводится, в том числе и в научном дискурсе.Главная заслуга и задача гендерной антропологии (и шире, гендерных исследований) состоит в разработке научного инструментария для анализа и фиксации различий и иерархий бытия женщины и мужчины в современном мире. Кроме того, в рамках гендерных исследований возможна разработка, а затем и научная рефлексия изменений социальных практик бытия и преодоления андроцентризма современного мира.Gender anthropology, anthropological study of gender (англ.)Литература:Гапова Е. Гендерная проблематика в антропологии // Введение в гендерные исследования. Ч. I: Учебное пособие / Под редакцией И. А. Жеребкиной. Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001.Козлова Н. Н. Социально-историческая антропология. Учебник. М., 1998.Мур Г. Феминизм и антропология // Гендерные исследования: Харьковский центр гендерных исследований. 2000. N 5.Рабжаева М. Гендерная антропология: институциональные и эпистемологические характеристики // Журнал социологии и социальной антропологии. N 2. 2002.Шутова О. Устная и гендерная история в свете антропологизации историографии // Женщины в истории: возможность быть увиденными: Сб. науч. ст. / Под редакцией И. Р. Чикаловой. Минск, 2001.Encyclopedia of Social and Cultural Anthropology / Eds. Alan Barnard, Jonathan Spencer. London, New York: Routledge, 1998.© М. В. Рабжаева
Тезаурус терминологии гендерных исследований. — М.: Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты. А. А. Денисова. 2003.